
Самой уязвимой категорией граждан, которые подергаются идеям экстремизма и терроризма являются подростки и молодежь.
Факторами возникновения деструктивных проявлений в молодежной среде являются:
1. социальная напряженность (проблемы, вызванные недостаточным уровнем и качеством образования, ростом социального неравенства, безработицей и проблемами с не востребованности отдельных профессий на рынке труда);
2. криминализация общества;
3. изменение социальных ценностей;
4. рост национализма;
5. пропаганда экстремистской идеологии в социальных сетях.
Существуют и другие факторы возникновения деструктивных проявлений такие как: влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций); стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе; собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.
В профилактике экстремизма и терроризма должно быть тесное взаимодействие с родителями (освещение вопроса на родительских собраниях); повышение квалификации педагогического персонала учебных заведений по данному вопросу; включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма (часы общения, классные часы, лекции с привлечением сотрудников правоохранительных органов); внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности); непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди старшеклассников; анализ процессов, происходящих в школьной среде; обеспечение доступности культурных благ для школьников; организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Предпосылки проявления экстремистских и террористических действий: политические – проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; социально-психологические – применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью, несогласием, внутренней агрессией; социально-экономические (материальное неравенство, страх перед будущим); идеологические (отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества); информационные; социально-исторические (последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации ).
Так же актуальна проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу как обучающиеся и молодежь, поскольку молодое поколение, желающее быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире - является самой активной частью общества, в плане использования средств массовой информации. Именно активное использование подростками средств массовой информации определило.
Таким образом, молодежь стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ. Через СМИ оказывается влияние на чувства и эмоции людей, именно это может стать фактором зарождения и развития экстремистских и террористических настроений или наклонностей. Через СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Для борьбы с экстремистской и террористической деятельностью необходимо использовать комплекс общих, специальных и индивидуальных профилактических мер.
Таким образом, в профилактике экстремизма среди молодежи стоит акцентировать внимание воспитательной работе с подростками, нацеленной на формирование духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находиться человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой, государством и обществом, в котором он живет.